сознание

Для тех, кому интересно общение. Для тех, у кого есть вопрос и нужно знать ответ. Для тех, кто хочет помогать людям советами и своим опытом. Не уходите просто так, оставьте свой след на форуме
Текущее время: 02-05, 04:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: медитации
СообщениеДобавлено: 28-01, 19:57 
Не в сети
Наблюдатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-01, 14:05
Сообщения: 44
Откуда: Москва
В этой теме я хотел бы поговорить о медитациях.
Каждая религия, да и не только религия, имеют свои медитации.
Начну наверное с того, что приведу здесь стандартную, если можно так выразиться, формулировку Медитации.
Итак, что это такое?
Что по этому поводу пишет БЭС:

Медитация
(латинское meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной характеристикой М. В психологическом аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний).
В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактикопропедевтических и тому подобных) вызывание и протекание М., как правило, связаны с определённой последовательностью умственных актов, складывающихся в естественный процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение М. семантически связано с понятиями "ум" и "думание" одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознательного намерения (санскрит dhyana, русское "думанье", древнегреческое medomai - "размышляю", английское musing - "дремотное мечтание" и т. п.).

Методики М. различаются наборами технических приёмов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое развитие и конкретную тематическую направленность М. получила в индийской и буддийской йоге (как одно из основных средств достижения религиозного освобождения), в античном "философском экстазе" платоников и неоплатоников (причём у первых она выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления, в частности математического), в православном "умном делании" ("Логос-медитация", или "Иисусова молитва"), в "экзерцициях" (духовных упражнениях) иезуитов, в учении о "пути" мусульман-суфиев, а также в некоторых школах современного психоанализа (К. Г. Юнг), ставящих целью интеграцию личности.

Лит.: Джемс В., Многообразие религиозного опыта, перевод с английского, М., 1910; Thurston Н., The physical phenomena of mysticism, Chi.,1952: Evans-Wentz W. Y., Tibetan Yoga and secret doctrines, L. - Oxf., 1967.

А. М. Пятигорский.
http://coznanie.ucoz.ru/

_________________
Если любишь кого-то - отпусти его на волю.
Если он не вернулся - найди его и убей...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 28-01, 19:58 
Не в сети
Наблюдатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-01, 14:05
Сообщения: 44
Откуда: Москва
А такое определие ей дает Энциклопедия эзотеризма:
МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio - размышлять, обдумывать, инд. аналог - дхиана, кит. - цинь лу - "размышление в тиши") - форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния. В западной культурной традиции понятие "М." относится к актам размышления, обдумывания или рефлексии. По восточным представлениям, М. являет собой процесс, посредством которого достигается "просветление". М. понимается на Востоке как процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и в экзистенциальной сфере. При высоком уровне овладения методиками М. возможно достижение психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом мышления.

Самые ранние письменные источники, посвященные М., относятся примерно к 1500 до н.э. Уже в "Ведах" рассматриваются практики М. древней Индии. В 6 ст. до н.э. началось развитие различных форм М. - даоистской в Китае, буддистской в Индии, и даже, согласно ряду свидетельств, у древних греков. По некоторым источникам, первыми христианами, начавшими пользоваться техниками М., были отшельники, жившие в египетских пустынях в 4 в. Их медитативная практика в своих главных чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую М. В 11 и 12 вв. дзеновская форма М., называемая "дзадзен", распространилась в Японии. В 1960-х волна медитативной практики охватила и США в форме, представляющей западную версию индуистской традиции. Она была завезена как практика "трансцендентальной М.".

Общим для всех форм М. является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Предмет М. предназначен для "сосредоточения", т.е. является в сущности своей объектом для концентрации внимания. Согласно критерию природы объекта сосредоточения, существует четыре вида М.:

1) Повторение в уме. В этом случае объектом для сосредоточения является какой-либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является "мантра" Повторение стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры. В качестве мантры иногда используют и тексты народных песен.

2) Повторение физического действия. Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе М. внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях. Различные формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (так называемая пранаяма ) лежат в основе одной из форм хатха-йоги. Известен и другой вариант хатха-йоги, использующий различные позы (см. Асаны). Некоторые народы Востока используют в практике М. продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой версии физической культуры. Одним из эффектов, о которых стало известно, являются переживания бегунами ощущений, подобных медитативным. Причиной этого, как выяснилось, выступает устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от ударов ног по земле.

3) Зрительная концентрация. Объектом для концентрации является зрительный образ - картина, пламя свечи, лист дерева и т.п. В восточных культурах для зрительной концентрации часто используется мандала

4) Сосредоточение на проблеме. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские "коаны"

_________________
Если любишь кого-то - отпусти его на волю.
Если он не вернулся - найди его и убей...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB